На этот вопрос можно было бы дать односложный положительный ответ, если бы он не начинался с короткого прилагательного «ручная». Прилагательного, благодаря которому поиски ответа приносят слишком много противоречивой информации и не позволяют прийти к однозначным выводам.
Начать стоит с определений, без которых раскрыть вопрос невозможно. Так, любую резьбу по камню называют глиптикой. Камень с резьбой – геммой. Геммы бывают двух видов: инталии (углубленное изображение) и камелии (выпуклое изображение). Самые старые из найденных гемм были созданы в Месопотамии, Вавилоне, Крито-Микенском царстве, Египте. Глиптикой занимались в Индии, Китае, на Ближнем востоке. Наивысшего развития она достигла в античной Греции, и чуть позже – в Римской империи.
Древнейшие геммы сделаны из мягких минералов – оникса, карнеола, яшмы, аметиста, агата, лазурита. С развитием технологий начали использовать и твердые камни – нефрит, гранат, малахит, опал, изумруд, топаз, рубин. Некоторые из них по твердости мало уступают алмазу. Но алмаза в этом списке нет. Может, уровень развития древних технологий резьбы был недостаточным для резьбы по бриллианту?
Как и чем работали камнерезы
Вывод о несовершенстве технологий был бы логичным, если бы не обилие древних гемм из очень твердых самоцветов. Да, они мягче алмаза, но тверже любого известного тогда металла. Как обрабатывали их? Иногда по камню резали вручную, используя камень аналогичной твердости (топазом по топазу, изумрудом по изумруду). Иногда использовали станок для резьбы. Геродот, подробно описавший любимый перстень самосского правителя Поликрата, называет мастера, его создавшего – Теодора Самосского (VI век до н.э.) изобретателем механического станка для резьбы. Встречается версия, что автором упомянутого устройства был другой самосский мастер – Ройк, современник Теодора. Вероятно, резцы такого станка приводились в движение с помощью привода и ножной педали. Его режущий инструмент был металлическим и уступал в твердости изумруду, сапфиру, топазу, а тем более алмазу.
Но также античные авторы (Плиний, Теофраст) сообщают, что для резьбы использовали абразив – «алмазную пыль» из толченого алмаза или «наксосский камень», разновидность корунда. Идею его разработки приписывают Пирготелю, самому известному камнерезу времен Александра Македонского (IV век до н.э.). Абразив смешивали с водой, маслом или жиром, наносили на поверхность камня и с помощью металлического резца, «смычка» или алмазного осколка в оправе воспроизводили изображение. Сначала мастера работали вслепую, потому что абразив закрывал рисунок. Потом использовали восковую модель как штамп. Абразив медленно действовал на минерал. Работая с геммой каждый день, резчик тратил на нее несколько лет. Кажется маловероятным, что камнерезы, способные изучить свойства алмаза достаточно, чтобы измельчить его в пыль и шлифовать, не пришли к выводу о возможности резьбы по его поверхности с помощью этой пыли.
Видим, что уже в конце IV века до н.э. у античных мастеров-резчиков были необходимые инструменты и знания, чтобы вырезать геммы из алмаза или хотя бы практиковаться в этом умении. Даже если исключить использование механического станка, как способ автоматизации труда, все равно остается рабочая технология с абразивом, который точно также мог воздействовать и на алмаз.
Авторитетные источники не позволяют утверждать, что за весь период античности, а также предшествующие и последующие периоды такие попытки были сделаны. Так, в нескольких трудах Максимовой М. И, крупнейшего российского исследователя античного искусства малых форм, эксперта Эрмитажа и академика АН СССР, нет упоминаний о геммах из алмаза или попытках их создать. Еще один работник Эрмитажа Неверов О. Я., исследовавший античные малые формы после нее и частично ссылавшийся на труды Максимовой, в своих работах не упоминает бриллиантовые геммы. Можно ли предположить, что эти исследователи могли проигнорировать факт настолько филигранной работы – ручной резьбы по бриллианту, если бы нашли ему подтверждение?
В поисках мастеров
Глиптика хороша тем, что работы мастеров отлично сохраняются почти в любых условиях, надолго переживая их, подтверждая факт труда и существования, помогая в идентификации. Поэтому в истории легко найти имена лучших резчиков. Хорошо известны упомянутые ранее Теодор Сомосский и Пирготель. Плиний в «Естественной истории» (37 книга) в числе прославленных античных камнерезов называет Кронида, Диоскурида, Дексамена, Аспазия, Лпполонида. Раннее Средневековье ознаменовалось почти полным упадком глиптики, но после захвата Константинополя турками греческие мастера мигрировали в Рим и заложили основы итальянского камнерезного искусства. Лучшими итальянскими резчиками по камню были Бенвенуто Челлини, Джованни Бернарди, Доменико Кампанья. Множество упоминаний в литературе, а также обилие созданных гемм (некоторые из них сохранились и поныне) подтверждают, что работали они с разными минералами, но не алмазами.
Интересно, что редкие упоминания о камнерезах, работавших с самым твердым минералом, все же встречаются. Первенство приписывают Амброджо Карадоссо из Павии. Считается, что он вырезал для Папы Юлия II портреты отцов церкви на алмазе. Достаточно точное его жизнеописание дал Джордж Чарльз Уильямсон, составитель Католической энциклопедии 1913 года (6 том). Он подтверждает, что Амброджо Фоппа, известный как Карадоссо, будучи ювелиром, литейщиком и скульптором, работал на пап Юлия II и Льва Х. Упоминает его известные работы – папскую митру, терракотовые рельефы в ризнице Сан-Сатиро, медали Браманте и Моро, реликварии и кресты. И ни слова не говорит о, возможно величайшей работе мастера – бриллиантовой гемме.
О Карадоссо также писал в своих мемуарах прославленный резчик Бенвенуто Челлини (автобиография переведена с итальянского языка в 1931 году М. Лозинским). Он пишет, что «…был в Риме другой превосходнейший искусник, каковой был миланец и звался мессир Карадоссо. … Он сделал несколько «паче», исполненных полурельефом, и несколько Христов в пядень, сделанных из тончайших золотых пластин, так хорошо исполненных, что я считал его величайшим мастером, которого я когда-либо в этом роде видел, и ему я завидовал больше, чем кому-либо другому». Бенвенутто Челлини, посвятивший глиптике всю жизнь, завидует фигуре Христа из металла, а не бриллиантовой гемме с портретами святых отцов. Как можно было о ней умолчать? Может быть, ее просто никогда не существовало?
Второе упоминание касается Якова Ломбардского (XVI век н.э.) – автора геммы из алмаза с вырезанной мужской головой, которая экспонировалась на Парижской выставке в 1867 году. В открытых источниках нет информации об этом мастере, как и о его работе. На первый взгляд ничего странного: эксклюзивные изделия часто оседают в частных коллекциях, а имена оказываются псевдонимами. Если бы история не повторилась в отношении третьего мастера, которому приписывают резьбу по алмазу – Иоанна Констанци, создавшего поясной портрет императора Нерона в XVIII веке.
Самым убедительным выглядит имя четвертого камнереза. Это Фрэнсис Уолвинн, мастер из Англии, работавший в первой половине XVII века. Предположительно, именно он создал бриллиантовую инталию, хранящуюся в Эрмитаже – печать Карла I. Идентификацией этой геммы, которая находится в постоянной экспозиции музея, занимались сотрудники Эрмитажа, поэтому в достоверности имени и подлинности изделия нет причин сомневаться.

Единственное, чего нет – подтверждения, что изображение на камне сделано вручную, а не химическим или термохимическим травлением.
Существуют ли примеры ручной резьбы по бриллиантам?
Упоминаний о таких бриллиантах больше, чем реально существующих камней. Поясной портрет императора Нерона (Иоанн Констанци), гемма с мужской головой (Яков Ломбардский), портреты отцов церкви на алмазе (Карадоссо) – лишь упоминания с некой долей вероятности существования таки гемм. Печать Карла I – первый камень, предполагающий, но не подтверждающий возможность ручной резьбы по бриллианту.
Второй такой бриллиант – хорошо известный алмаз «Шах». Он экспонируется в Алмазном фонде Московского кремля и представляет собой чистый камень природной формы без огранки весом 88,7 карат. Найден в Индии, предположительно недалеко от копей Голконды. Ценен сам по себе, но особенно интересен в контексте изучения возможности ручной резьбы по бриллианту. На его поверхности вырезаны три не связанные между собой надписи. Они были расшифрованы Сергеем Федоровичем Ольденбургом после передачи камня в распоряжение Российской империи:
- Первая надпись – «Бурхан-Низам-Шах II. 1000 г.» была сделана придворным ювелиром индийского султана Бурхана Второго в 1591 году по григорианскому календарю.
- Вторая надпись – «Сын Джехангир-Шаха Джехан Шах. 1051 г.». Сделана при дворе Великого Могола Джеган-Шаха в 1641 году.
- Третья надпись – «Владыка Каджар-Фатхали-Шах Султан. 1242 г.» была сделана по указу Фатх-Али-Шаха, правителя Персии, в 1824 году.

Кроме трех надписей есть еще глубокая борозда, опоясывающая камень. Вероятно, с ее помощью камень подвешивали на нить: французский путешественник Тавернье, описывавший Павлиний трон (самый роскошный из тронов империи Великих Моголов), упоминает, что камень алмаз «Шах» висел на балдахине прямо перед глазами правителя.
Однозначного мнения о технике нанесения этих надписей нет. Первая надпись – очень тонкая, простая, невыразительная, но самая глубокая из всех. Исследователи склоняются к мысли, что только эту надпись могли сделать с помощью другого алмаза – осколка или абразива.
Две другие надписи – более широкие, сложные и выразительные, по уровню исполнения разительно отличаются от первой. Время их нанесения совпадает с периодом, когда в Индостане почти повсеместно освоили технику термохимического нанесения надписей на твердые камни. Для этого из железа высокой химической чистоты отливали клише с выпуклой надписью или изображением, прикрепляли к грани алмаза с помощью термостойкого материала (вероятно, глины), потом помещали в керамический сосуд и нагревали в кузнечном горне. Раскаляясь, железо вступало в реакцию с углеродной структурой алмаза, и надпись отпечатывалась на поверхности. К слову, в Индии гораздо раньше научились получать чистое железо для травления (примерно в V веке н.э.), чем полировать алмаз алмазной крошкой. Вероятно, метод был открыт в Средневековье (не позже XIII века) – до этого алмазы полировали путем трения друг о друга.
В числе современных упоминаний о ручной резьбе по бриллианту можно отметить статью некоммерческого института GIA о Самире Доши – резчике алмазов из Мумбаи. Он занимается резьбой по алмазам ювелирного и не ювелирного качества, используя инструменты, аналогичные тем, что были когда-то у традиционных огранщиков, но с минимальным использованием лазеров.
Миф или реальность?
Сегодня говорить о потенциальной вероятности ручной резьбы по бриллиантам можно благодаря факту существования алмаза «Шах» и перстня Карла I. Остальные письменные упоминания о якобы изделиях из бриллиантов с ручной резьбой только усугубляют сомнения – был ли мальчик?. Античные камнерезы во времена расцвета глиптики не пытались резать геммы из алмаза, хоть и обладали соответствующими технологиями. За всю историю существования глиптики можно обнаружить всего одного известного мастера-камнереза, предположительно вручную вырезавшего инталию из бриллианта – Фрэнсиса Уолвинна, автора печати Карла I. Составители каталогов гемм разных периодов (Ж.-П. Мариетт, И.И. Винкельман, Р.Распе и Д. Тасси) больше не упоминают в своих трудах алмазных гемм или аналогов. В отношении же происхождения надписей на алмазе «Шах» и перстне Карла I исследователи не пришли к единому мнению.
Не исключено, конечно же, что некоторые источники информации о ручной резьбе по бриллиантам сокрыты или утеряны, как и сами изделия. И в дальнейшем могут стать основанием для пересмотра отношения к этому вопросу, но прямо сейчас есть все основания предполагать, что ручная резьба по бриллиантам – скорее миф, чем реальность.
Павел Устименко, исследователь ювелирного дела, по результатам поиска в открытых источниках информации.
http://mindraw.web.ru/mineral_gl.htm
http://www.archeo.ru/izdaniya-1/zapiski-iimk/pdf/Zapiski_14.pdf
https://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/Ambrogio_Foppa
https://juwelir.info/index.php/kamny/vmiresamocvetov/863-ogranka_samocvetov
http://www.pravenc.ru/text/165147.html
https://www.rulit.me/books/zhizn-benvenuto-chellini-syna-maestro-dzhovanni-chellini-florentijca-napisannaya-im-samim-vo-florenc-download-free-223137.html
https://www.gia.edu/gia-museum-exhibit-carved-diamonds