Facebook-f Instagram Youtube
  • EN
  • UA
Меню
  • EN
  • UA
  • Про виставку
    • Список учасників
    • Каталог учасників 2021
  • Учаснику
  • Відвідувачу
  • Партнери
  • Новини
  • Галерея
    • Фотогалерея
    • Відеогалерея
  • Контакти
Меню
  • Про виставку
    • Список учасників
    • Каталог учасників 2021
  • Учаснику
  • Відвідувачу
  • Партнери
  • Новини
  • Галерея
    • Фотогалерея
    • Відеогалерея
  • Контакти
  • About the Exhibition
    • List of Exhibitors
    • Catalogue of exhibitors
  • For exhibitors
  • For visitors
  • Partners
  • Gallery
    • Photo gallery
    • Video gallery
  • News
  • Contacts
Меню
  • About the Exhibition
    • List of Exhibitors
    • Catalogue of exhibitors
  • For exhibitors
  • For visitors
  • Partners
  • Gallery
    • Photo gallery
    • Video gallery
  • News
  • Contacts

Ювелир – вторая древнейшая профессия в истории человечества

В обществе давно сложился и устоялся стереотип о представителях двух древнейших профессий. Озвучивать сами профессии бессмысленно. А силу стереотипа можно проверить простым опросом среди ближайшего окружения. С вероятностью в 99,9% и благодаря распространенным в медиа штампам вы получите идентичные ответы, не имеющие с реальностью ничего общего.

Проблема определения  термина «профессия» достойна отдельной статьи. Воспользуемся здесь самым общим определением, в котором профессия – это трудовая деятельность человека, вознаграждаемая гонораром.  До определенного периода профессий в человеческом обществе не существовало вовсе – каждый самостоятельно добывал пищу,  готовил ее,  делал инструменты и посуду,  строил дом.

Так длилось, пока первый человек не заплатил шаману. За лечение, помощь в делах или урожай – неизвестно. Но историки сходятся во мнении, что древнейшей была профессия шамана. Не создателя осязаемой вещи, а проводника между человеком и окружающим миром, помогающего договориться, излечиться или защититься.

Если с первой древнейшей профессией удалось добиться некоторой ясности, то с определением второй возникают проблемы. В разных источниках ее представителями называют портных, гончаров, парикмахеров, архивариусов, виноделов, ювелиров. И существует достаточно оснований присвоить это звание именно ювелирам.

Ювелирное дело старо как мир

Развитие древних цивилизаций шло бок-о-бок с развитием ювелирного искусства. Даже периоды процветания государств совпадали со временем создания наиболее совершенных ювелирных изделий, словно человечество старалось задокументировать достижения в чем-то нетленном. Прекрасным примером тому служит Шумерское царство, существовавшее в междуречье рек Тигр и Евфрат за 3000 лет до нашей эры. Во время раскопок королевской гробницы на месте его древней столицы Ур археологи обнаружили огромное количество мастерски изготовленных ювелирных украшений.

Например, золотой шлем царя (предположительно Мескаламдуга) с интересными чеканными узорами.

Фото 1. Золотой шлем царя Мескаламдуга из города Ур

Но потрясают воображение именно ювелирные изделия, найденные в гробнице царицы Пуаби. Ожерелья и бусы из драгоценных камней, браслеты, серьги, удивительной красоты золотой головной убор в виде венка из реалистичных листьев бука.

Фото 2. Головной убор царици Пуаби

Историк Гвидо Григориетти в книге «Ювелирное искусство сквозь века» пишет о том, что во времена расцвета Шумерского царства существовало больше разновидностей ювелирных изделий, чем сейчас. А шумерское ювелирное искусство охватило все направления из тех, что будут появляться в дальнейшем.

Если отталкиваться от уровня техники и качества исполнения, то украшения, найденные в городе Ур, справедливо называть самыми древними ювелирными изделиями. Если же исходить только из хронологии, то старейшими можно назвать украшения из Варненского некрополя в Болгарии, датируемого 4600 – 4200 гг. до н.э. Технически обнаруженные здесь предметы можно называть ювелирными изделиями, ведь сделаны они из золота. Но примитивный уровень исполнения браслетов, шейных украшений, бус и бусин для одежды оставляет некоторое место для дискуссий.

Обнаружить старейшие из ювелирных изделий, созданных в Европе, можно, сместив фокус в сторону Балканского полуострова и острова Крит, где последовательно развивались минойская и микенская цивилизации.  Представители этих культур первыми создали ювелирные изделия, имеющие и художественную ценность. Старейшими из них называют найденные в окрестностях Микен золотые маски и кольца, в том числе и украшенные самоцветами. Также крито-микенской культуре приписывают первые попытки создания гемм – изделий с камнями, покрытыми фигурной резьбой.

Фото 3. Античная брошь

Пик развития ювелирного искусства в Европе пришелся на эпоху античности, когда ювелиры открыли новые способы обработки драгоценных металлов и камней. И хотя раннее Средневековье стало временем упадка, Возрождение дало миру массу великолепных мастеров и блестящих во всех смыслах драгоценностей.

Искусство создания ювелирных изделий развивалось не только в Европе. В Древнем Египте, сменяющих друг друга царствах Азии, странах Ближнего Востока, Китайской и Японской империи параллельно были созданы великолепные ювелирные изделия, ставшие частью культурного и национального достояния.

В этом и кроется главный парадокс ювелирного дела – представители различных культур, жители разных стран и континентов были одинаково увлечены идеей превращения металла и драгоценных камней в нечто большее. Но почему?

Может быть потому, что ценность ювелирных изделий больше денег?

Роль драгоценностей в жизни человека почти никогда не сводилась только к одной функции. Разве только на заре цивилизации, когда людям просто нравилось, как блестит на солнце золотой слиток или переливается цветной камень. И они старались украсить себя с их помощью.

Понимание ценности драгоценных металлов и камней пришло позже, когда эмпирическим путем было выяснено, что встречаются они очень редко, обрабатываются сложно. Зато неподвластны времени и стихиям. Ну, почти неподвластны. Из этого понимания выросла роль статусной и дорогой вещи, которую могут позволить себе только самые успешные, уважаемые или богатые члены общества.

Столь ценные предметы виделись древним людям особенными. Их ум, склонный к мистификациям, наделял ювелирные украшения особой силой. Превращал в амулеты и обереги, способные защитить владельца, наделить его уникальными умениями, привлечь удачу. Так сформировалась их эзотерическая роль.

Настолько волшебные вещи не могли не стать частью культа. Достаточно быстро драгоценности начали использовать для религиозных целей. Приносили в дар богам, желая заслужить их расположение. Использовали в ритуалах. Украшали жертвенники и места силы. Из религиозных церемоний ценности перекочевали в светскую жизнь, где с их помощью отмечали избранных. Уже не просто богатых или умелых, а таковых по праву крови. Князья, лорды, шахи обладали изделиями чрезвычайной красоты и ценности, передавая их в наследство или жалуя подчиненным за особые заслуги.

Элитарность ювелирных изделий сохранялась очень долго. Доступными они были лишь ограниченному кругу людей. Ювелиры работали преимущественно при дворе правителей. Секреты мастерства не разглашались, а ремесло передавалось от отца к сыну. Месторождений, где добывали драгоценные металлы и камни, было не так много. А спрос на ювелирные изделия был огромным. И дело не только в перечисленных выше ролях.

Фото 4. Бриллиантовая диадема Георга IV

До недавнего времени в жизни любого человека, каким бы ни был его статус, существовало не так много гарантий. Правителей свергали, деньги превращались в обычную бумагу, вражеские войска грабили территории. В таких условиях обесценивалось все. Все, кроме ювелирных изделий. Ни войны, ни смена политических режимов, ни природные катаклизмы не отменяют того, что ценных металлов мало, а драгоценных камней еще меньше. Что превратить их в произведение искусства может только ограниченное количество людей. Обладание драгоценной вещью, а лучше несколькими, давало чувство стабильности и защищало от того, что сегодня мы называем фрустрацией.

Фото 5. Брошь Уильямсона из британской королевской коллекции

Ценность ювелирных изделий константна и не зависит от внешних факторов. Когда человечество пришло к этой мысли, они обросли еще парой ролей, став средством капитализации и направлением для инвестирования. Причем доходным направлением, даже несмотря на то, что объемы добычи металлов и драгоценных камней возросли на порядок. Это еще один хороший пример того, что ничто, даже технический прогресс, не способно повлиять на истинную их ценность. Например, только 20% всех добываемых сегодня алмазов пригодны для использования в ювелирных украшениях. И меньше 1% из них – редкие камни.

На самом деле элитарность ювелирных изделий осталась прежней, несмотря на обилие профильных магазинов и мастерских. По-настоящему эксклюзивные драгоценности с редкими камнями, имеющие художественную ценность, не продаются на каждом шагу. Но именно они наиболее интересны с точки зрения инвестирования, оставаясь лучшим вариантом для вложения денег всегда. Особенно во время турбулентных периодов в экономике, когда ценные бумаги, валюта и даже золото могут заметно потерять в цене.

Последнее десятилетие – классический турбулентный период в масштабах всего мира, который никак не отразился на ценности и инвестиционном потенциале дорогих ювелирных изделий. Об этом говорит отчет по KnightFrankLuxuryInvestmentIndex – специальному индексу для оценки качества инвестиций в предметы роскоши. К таковым наравне с часами, антикварной мебелью, китайским фарфором, автомобилями, объектами искусства, вином, монетами и почтовыми марками причисляют драгоценности. Они – один из самых доходных активов.

Так, за 2019 год большинство приобретенных дорогих ювелирных изделий подорожало на 4%. За 5 лет их стоимость увеличилась на 49%, а за 10 лет – на 142%. Утверждение справедливо только для качественных и дорогих драгоценностей. Не так важно, кем они сделаны – именитым ювелирным домом или независимым талантливым мастером. Обязательны лишь высокое качество исполнения, авторский дизайн, подлинные камни.

Видим, что история ювелирных изделий, начавшись с украшений, постоянно дополнялась новыми смыслами и ролями. Причем старые роли не теряются, а сохраняются и становятся даже более очевидными. Как и тысячи лет назад, они служат украшениями, обязательными атрибутами церемоний и ритуалов, отличительными знаками, символами высокого положения в обществе. Остаются одним из самых выгодных активов для долговременного инвестирования. Зачастую являются произведениями искусства или объектами коллекционирования. Обширные коллекции ювелирных изделий собраны и экспонируются в знаменитых художественных музеях – Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Д’Орсэ, Национальный музей Прадо. Кажется, будто экспозиции уникальных и эксклюзивных ювелирных изделий огромны. В действительности же большая их часть недоступна глазу обычного посетителя. О физическом контакте говорить не приходится – таким правом обладают только немногие избранные. Вот поэтому средний обыватель даже не представляет, насколько много дорогих и редких драгоценностей существует в современном мире.

Этому способствует еще и тот факт, что значительная часть существующих ювелирных изделий находится в частных коллекциях, доступ к которым есть у еще меньшего количества людей. Пожалуй, 90% всех ныне живущих никогда не увидит и не прикоснется лично к настоящей драгоценности. Единственный способ это сделать – стать ее владельцем. И для этого не обязательно ехать на раскопки древностей или следить за продажами из частных коллекций.  Сегодняшние мастера ювелирного дела продолжают создавать шедевры. Но об этом, как и много веков ранее, узнают только избранные.

Возможно, за несколько тысячелетий с момента создания первых драгоценностей человечество кардинально изменилось. Заметно поменялись и сами ювелирные изделия, превратившись в филигранно исполненные произведения искусства. Прежними остались только их роли. И сегодня настоящие ювелирные украшения для успешного человека – такой же показатель статуса, мерило собственной важности и гарантия стабильности, как и для его тысячелетнего предка, склонившегося над огнем, чтобы лучше рассмотреть невероятный сияющий камень.

Contacts:

Tel/fax:

+380 44 461 9343,
+380 44 490 6221,
+380 44 490 6219

Address of the exhibition:
15 Brovarskyi Avenue, Kyiv

Organizer’s office:
17-21 Bahhovutivska Str., Kyiv
4th floor

E-mail:

jewel@kmkya.kiev.ua

Postal address:
P.O. box ‘B-13’, 01001 Kyiv, Ukraine

Facebook Instagram Youtube

Контакти:

Tel/fax:

+380 44 461 9343,
+380 44 490 6221,
+380 44 490 6219

Адреса виставки:
Київ, Броварський пр-т 15.

Офіс організаторів:
Київ, вул. Багговутівська, 17-21,
4 поверх

E-mail:

jewel@kmkya.kiev.ua

Поштова адреса:
Україна, м.Київ, а/с В-13 01001

Facebook Instagram Youtube

© 2019 KYIV INTERNATIONAL CONTRACT FAIR. All rights reserved.

Privacy Policy

© 2021 KYIV INTERNATIONAL CONTRACT FAIR. All rights reserved.

Політика конфіденційності